«Умный город — это такой, где живут умные люди»

//Статьи: Инфраструктура


Под понятием из заголовка принято подразумевать нечто футуризированное: урбанистическое пространство, элементы которого связаны между собой программным обеспечением и помогают не только жить и строить, но и взаимодействовать с окружающим миром. О том, как видят умный город ученые, рассказывает сотрудник Института динамики систем и теории управления им. В. М. Матросова СО РАН (г. Иркутск), бывший председатель Совета научной молодежи ИДСТУ кандидат физико-математических наук Максим Владимирович Старицын.

— Есть некая обывательская точка зрения, стереотип, связанный с вышеупомянутым словосочетанием, а есть профессиональный подход. Это как искусственный интеллект: один из бывших директоров нашего НИИ терпеть не мог это выражение, он использовал термин «интеллектуальное управление».

В случае с умным городом речь идет об автоматизации обеспечения социальных, логистических и коммуникационных сфер деятельности некого сообщества (это может быть поселение, организация, и так далее). Причем, на первый план выходит то, о  чем люди не задумываются. Вот, например, взять Яндекс-карты или оплату проезда в метро через протокол NFC, доступный на большей части современных гаджетов: некоторые считают, что тут все и заканчивается — но на самом деле, это лишь начало. По-настоящему умный город — программа внедрения алгоритмов, математических подходов и методов и соответствующих программных средств, связанных с оптимизацией и управлением.

Первое, что нужно улучшить в любом городе России  — конечно, логистику и трафик, автомобильный и человеческий. Сделать вышеозначенное не так уж и трудно: в распоряжении специалистов из ИДСТУ сейчас есть математические методы, позволяющие по данным от ГИБДД рассчитывать самые удобные маршруты и нагрузку основных узлов и развязок. Можно написать ПО, которое позволит оптимизировать режимы работы светофоров и, например, зонирование для движения общественного и личного транспорта  — все эти задачи известны, и их на сегодняшний день можно с той или иной степенью эффективности решать математически, по-научному.

Сейчас квалификация сибирских ученых позволяет заниматься такими вопросами, и очень странно, что подобных заказов от муниципальных властей не поступает, потому что если грамотно просчитать ежедневную, бытовую логистику, экономия будет ощутимой.

Второй пункт связан с оптимизацией различных бюрократических процедур. Здесь сложно говорить пока о науке, тут бы вообще навести порядок: перевести документооборот на мобильные платформы, в онлайн, перестать уже заниматься заполнением бумаг и не печатать бланки по десять тысяч штук, зря переводя лес.



Помимо транспортных задач вся сфера жизнедеятельности крупных человеческих поселений связана с природоохранными, градостроительными, управленческими аспектами — все это в идеальном умном городе должно быть погружено в геопортал: некую ГИС, которая позволяет дать полную картину окружающего мира, так как через нее проходит весь муниципальный документооборот. Очень важны вертикальные и горизонтальные связи между «слоями» нашего существования  — экологическим, экономическим, транспортным — и когда система устроена так, что одно накладывается на другое, то становятся понятны способы и варианты взаимодействия. Такие ГИС позволяют проводить сценарные расчеты: когда вы можете проиграть различные пути решения тех или иных проблем, получив ответ — что будет, если сделать вот так или эдак. Когда есть хорошо проработанный, полностью накачанный данными и информацией геопортал, сердце умного города, он позволит вам комплексно оценить различные аспекты организации, например, очередной свалки или строительства высотных зданий, оптимального размещения детских садов и школ.

Если люди и власти понимают, зачем нужно все вышеперечисленное делать, то проблем становится меньше. Это как с сортировкой мусора: нужно просто оценить, что будет дешевле, удобнее и приятнее: пихать все отходы в один пакет, дабы потом выбросить его из окна, или все-таки раскладывать пластик в одну емкость, бумагу в другую — и нести в специальные раздельные контейнеры. Более трудоемко? Да. Зато город будет чистым.

Читайте также из рубрики "Инфраструктура"

Город умный, но дорогой: Умный город – это тот идеал, к которому, по высказанному экспертами на ПМЭФ мнению, надо стремиться всем странам.

ТОП-5 самых «умных» городов Европы: Приблизительно восемь из десяти европейцев живут в городах, расходующих 70 % энергии, и транспортные заторы, которые в них создаются, обходятся Европе приблизительно в 100 миллиардов евро в год. Поэтому метрополии постоянно ищут способы стать более эффект

Мыслящие пространства: почему о концепции «умного города» должен знать каждый: Что в действительности делает город «умным»? Какие технологии для этого используются уже сегодня?

Сначала «умные» города - теперь «умные» острова: Основная задача заключается в финансировании инициатив, объединяющих стратегии «умных» островов по совершенствованию коммунальных услуг и уменьшению негативного влияния изолированности через использование информационно-коммуникационных технологий

Smart City — концепция «идеального города»: Smart City - это система, при которой существующие ресурсы городских служб используются наилучшим образом и обеспечивая максимальную безопасность городской жизни.

В московском Экспоцентре построили прототип «умного города»: 28-30 октября в Экспоцентре на Красной Пресне состоялась демонстрация первой в России модели «умного города», оснащенного по последнему слову техники.