Как избавить Москву от пробок

Как избавить Москву от пробок //Статьи: Транспорт

Российские коллеги часто спрашивают меня, как решать транспортную проблему в том или ином городе, как бороться с пиками трафика, просят перечислить западные рецепты лечения пробок.

Однако, на мой взгляд, обсуждать транспортные проблемы современного мегаполиса необходимо в рамках единой концепции умного города (Smart-City), согласно которой сегодня развивается весь прогрессивный мир.

Что собой представляет Smart-City? Это городская среда, в которой вопросы комфорта и безопасности получили современный ответ: ресурсы используются экономно и способны самовоспроизводиться, преступность взята под глобальный контроль, жилье принадлежит к классу зеленого, а транспорт экологичен, управляем глобальной общегородской системой и – на следующем шаге – сведен к минимуму. Велосипед и электромобиль – атрибуты здоровой современной городской жизни, а вся инфраструктура ориентирована на пешехода. Кстати, на мой взгляд, за электромобилем - будущее. Он массово выйдет на улицы Smart-City, как только будет внедрена аккумуляторная батарея с малым временем зарядки.

В умном городе все стоянки, как правило, убраны под землю: автомобили размещены на многоуровневых паркингах, уходящих вглубь. А то пространство, которое обычно забито припаркованными машинами, здесь засажено зеленью. Например, в южнокорейском Сонгдо – городе-острове - парки занимают треть площади. По современным нормам зелени в мегаполисе должно быть не менее 25%, что значительно снижает загазованность. Транспортными потоками в умном городе управляет глобальная общегородская система. В Дюссельдорфе, например, на дорогах стоят информационные табло, автоматически мониторящие и регулирующие количество транспорта. Посмотрев на такой экран, вы можете вовремя сориентироваться и выбрать лучший маршрут. Умному городу, как мы понимаем, пятничные пики не страшны: в нем все проблемы решаются планомерно.

 

Однако Россия сегодня, как и масса других стран, еще не готова к такому разумному существованию ни ментально, ни технологически. В стране еще нет понимания того, что вышеперечисленный набор проблем нужно решать комплексно. Именно поэтому власти периодически ставят ученым то одну, то другую задачу, и часть из них - взаимоисключающие. А проектировщики мучаются, копируя то, что «там у них есть». Само по себе копирование – отличный механизм. Иначе как еще учиться человеку? Однако подход должен быть чуть шире, чем это практикуется в российской столице. Давайте посмотрим, что придумал мир для борьбы с пробками за последние полвека и что из этого можно применить, например, в Москве.

Интегрированное метро

Еще десять лет назад некоторые урбанисты в мире всерьез размышляли о том, как свести к нулю общественный транспорт и пересадить всех на личный автомобиль. Сегодня вектор развития городских систем таков, что отказаться от общественного транспорта мы уже не сможем. Дело в перенаселенности мегаполисов, в требованиях зеленой «идеологии 3.0» и, как следствие, в необходимости контролировать возросшую покупательную способность людей. Автомобиль стал доступнее, но непомерно дорога инфраструктура, поэтому мир вынужден идти по пути ограничения личного транспорта, что особенно актуально для тесной Европы. Метро – один из самых перспективных видов, но лишь при условии, что рельсовый транспорт станет интегрированным. На мой взгляд, в Москве (и в России в целом) недооценены возможности связки метрополитена и городской железной дороги. Если их объединить – а такие планы есть, - город получил бы удобный скоростной вид транспорта.

В мировых мегаполисах, как правило, подземное и наземное метро – части единого транспортного организма, будь то Лондон, Берлин или Чикаго. Кстати, в Чикаго целых три вида линий в знаменитом 122-летнем The L (чикагское метро) - подземные, наземные и надземные, идущие по эстакадам. Причем под землю убрано всего около 20 км общей протяженности, которая составляет более 170 км. Если слияние этих близкородственных видов состоится, к нему можно будет добавить и младшего брата - скоростной трамвай. Главное, чтобы общая схема транспорта обеспечивала максимальную связанность городу: человек не должен ехать в центр на пересадку, чтобы попасть в соседний квартал. Тогда многие охотно откажутся от автомобиля. Между прочим, трамваем спасается Париж: на него пересели те, кто устал терять в пробках по 70 часов в год.

Водное такси

Еще один перспективный вид транспорта – водное такси (water taxi). Если в городе есть акватория, передвижение по воде может решать определенный процент задач. Здесь, само собой, лидирует Италия, за счет Венеции в том числе. В Венеции можно проехаться на общественном такси – вапоретто, а можно поймать частника - трагетто. Однако если в Италии этот способ передвижения скорее туристическая инфраструктура, то в том же Амстердаме водное такси – вполне рабочая лошадка. У Лондона, Берлина, Дубая также есть водоплавающие авто. Огромная популярность у water taxi в США, так как мегаполисы расположены на берегу: Бостон, Балтимор, Чикаго, Нью-Йорк славятся им.

В России подобный опыт существует в Санкт-Петербурге. Однако, судя по прессе, в этом году питерские аквабусы будут плавать только три часа утром и только по одному маршруту. Это не решение для крупного города - водный транспорт должен брать на себя ощутимую нагрузку и облегчать работу другим. Москве также стоит подумать о регулярном водном маршруте; в пределах центра это может принести видимую пользу. Хотя, конечно, минус российских широт в том, что зимой water taxi будет выпадать из жизни.

Мототакси

Одно из самых оригинальных современных решений в борьбе с пробками – мототакси. Я знаю, что в обеих столицах России есть такая услуга. Мне же довелось воспользоваться ею в Мадриде. Испанский сервис впечатляет: клиент заказывает мотоцикл по телефону или онлайн, таксист точен как часы, у него с собой все необходимое для поездки, от набора шлемов разного размера до специального аппарата с hands free для общения с пассажиром во время поездки. Москве, на мой взгляд, следует активнее использовать мототакси, если, конечно, пассажир не боится за свой внешний вид: российская столица, к сожалению, не столь чиста, как того требуют поездки на двухколесном транспорте.

Велосипед

О двухколесном зеленом транспорте, казалось бы, сказано уже все. И даже Москва сделала целый ряд шагов в эту сторону. Но я вынужден добавить ложку дегтя: велосипедный транспорт не может использоваться, пока велосипедисту не будет обеспечена полная безопасность. У меня вызывает опасение новая московская лихорадка с установкой велопаркингов при отсутствии в городе действующих велосипедных маршрутов. Выходит, что власти неосознанно провоцируют людей рисковать жизнью, добираясь на велосипеде до того места, где они могут проехаться по оборудованной дорожке. К этой проблеме Москве придется возвращаться еще не раз.

Основные параметры московской транспортной проблемы сегодня уже понятны даже непрофессионалам, но я напомню о них. Во-первых, в российской столице катастрофически отсталая улично-дорожная сеть – это характерная черта городов на постсоветском пространстве, так как они проектировались отнюдь не в духе «автомобильной революции». Во-вторых, недостаточно продумывается назначение каждой новой дороги в масштабах города: у проектировщиков, на мой взгляд, нет целостного взгляда на Москву. О том, как строятся эти дороги, разговор отдельный: грубое нарушение технологии, неквалифицированная рабочая сила и воровство не способствуют борьбе с пробками. И наконец, проблема культуры вождения, замалчивать которую нецелесообразно. Приезжая в российскую столицу, я часто наблюдаю, как в час пик люди штурмуют перекрестки, прорываясь на уже включившийся красный свет. Это у вас, кажется, называется «ранний красный»? В результате перекрестки полностью блокированы. Здесь уже технологии ни при чем…

Технологических возможностей решения транспортной проблемы, как мы видим, масса, главное – грамотно и последовательно ими воспользоваться. Мой основной посыл следующий: Москве сейчас нужно скорее органичное перераспределение нагрузки между разными видами транспорта, нежели разовый слом всех традиций в пользу запойного построения умного города. И в других российских городах я бы не отказывался от методов, которые современным транспортникам, возможно, кажутся тупыми: управление реверсивными полосами, работа регулировщиков, вполне способных навести порядок на доверенном перекрестке. Дело в том, что переход к умному городу происходит не сразу. И наличие 4G в городе и QR-кодов на рекламных щитах вовсе не означает, что городская среда автоматически поумнела. Smart-City – это пространство, где решения принимаются комплексно, взвешенно и осмысленно, где бюджетные средства взяты под общественный контроль и, конечно же, где уровень культуры растет наравне с технологиями.

Автор:

ГАБРИАКОВ Владимир
Урбанист, эксперт в области проектирования городских систем и управления транспортными потоками

Читайте также из рубрики "Транспорт"

Общественный транспорт не решает проблему пробок, но зато решает много других: Большие города по всему миру задыхаются от пробок, и многие связывают решение этой проблемы с развитием общественного транспорта.

Умный город. Решение «пробковой» проблемы : Пробки на дорогах - настоящая беда современных мегаполисов.

Европейские города без машин: В некоторых городах Европы передвигаться на автомобиле неудобно

Дороги с умом: В России обсуждается необходимость принятия отдельного закона об интеллектуальных транспортных системах.

Передовой норвежский город платит жителям «обратный налог» за то, что они ходят пешком: Умный способ поддержать транспортную инфраструктуру города: Почему бы не платить каждому, кто отказывается от автомобиля?

Что такое "дорожная диета" и как она поможет бороться с ДТП: Повысить безопасность на дорогах и снизить количество ДТП поможет "дорожная диета", эту революционную концепцию сейчас внедряет Минтранс США.